1. Проработайте контрольные точки
Одна из самых важных, но зачастую оставляемых на бесконечное «потом», операций. Когда вы настраиваете CRM систему, вы должны понимать ключевые точки управления.
Ответьте на вопросы:
- Какие ключевые действия совершает сотрудник и/или объект в рамках управляемого процесса?
- Что вам действительно важно контролировать «по пути»?
- Какие цели и показатели вы ставите по этому направлению? Что является «нормой», а что её отклонением? На сколько %?
После этого включите те контрольные точки, которые вы выделили, в список данных, ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ к фиксированию вашими сотрудниками. И, конечно, настройте систему на её удобное и простое фиксирование – это тоже важно (подробнее в п.5).
Пример для отдела продаж в сфере производства и продажи изделий из натуральной оболочки:
- Количество отгруженных образцов
- Количество командировок / выездов менеджеров
- Соотношение плановых и фактических отгрузок
2. Выстройте систему дашбордов и отчётов
Сами по себе данные – это информация. А информация нужна для принятия управленческих решений. Чтобы принимать правильные управленческие решения, вам нужно выдать информация в удобном для восприятия виде (и за нужные даты). Для этого, вам нужны отчёты и дашборды.
Отчёт – это зафиксированный инструмент, который позволяет получить данные на заданный период времени. Классический пример отчёта – это выписка из банка, или документ в 1С. Более продвинутые отчёты содержат в себе визуализацию данных в виде разны фигур и не только.
Дашборд – это интерфейс, который позволяет отслеживать определённые показатели в режиме реального времени. Это своеобразная панель управления, на которой видны в удобном виде те данные, которые вы сможете использовать для быстрого принятия решений.
Дашборды чаще всего нужны в ситуациях, когда текущие процессы отлажены, и нужно отслеживать их эффективность и отклонения. Отчёты же бывают на любой вкус и цвет, и именно с них я рекомендую начать. Задайте себе и ответьте на следующие вопросы:
- Какие конкретно решения я вообще принимаю, когда я управляю этим направлением / отделом / процессом?
- Какие данные помогли бы мне обеспечить достижение целей проекта (отдела, направления), которым я управляю?
- Как должны выглядеть эти данные? Как они должны быть сгруппированы, отструктурированы, чтобы мне можно было быстро принимать решения?
- С какой регулярностью мне нужны эти данные?
Пример для того же отдела продаж, что и в примере выше. Среди отчётов были:
- Регулярный отчёт план-факт по выполнению плана продаж в разрезе продукции
- Такой же отчёт, но в разрезе продавцов
- Отчёт об ожидаемых поступлениях денежных средств, в разрезах недели и месяца, а также в формате (нал и безнал)
3. Учитывайте потребности смежных отделов
Одна из самых сложных ситуаций – это когда CRM систему ставят в помощь одному отделу, а другому приходится подключаться к ней, в неудобном интерфейсе и формате.
Классический пример: CRM у логистического бизнеса. Приходит запрос на расчёт маршрута. Продавец ставит логисту задачу по расчёту. Пишет – а больше информации в сделке.
А у логиста банально нет доступа к разделу «Сделки». Ему приходится переспрашивать и просить продавца продублировать данные. Продавец злится, но тратит время на копирование всей информации. Потом вносит финальные данные в нужные поля сделки, на их основе генерирует КП и отправляет клиенту.
Как вы понимаете, такая ситуация одинаково неудобна как продавцу, так и логисту. Что можно с этим сделать?
- Сделать для логиста и продажника одинаковый доступ к сделкам
- Сделать логистам удобный личный кабинет или раздел, в котором они будут видеть обращения от продавцов со всей нужной информацией
- Обеспечить автоматизированную передачу информации логистам при запуске определённых сценариев
Простыми словами – думайте об удобстве работы сотрудников и экономии времени! Всё это позволит повышать эффективность работы сотрудников в разы!
Финальный аккорд
И помните – вы делаете это не просто ради следования трендам. CRM и аналогичные системы позволят вам выстроить максимально прозрачную систему управления вашим бизнесом! Вы
делаете это, чтобы расти и освобождать время – в первую очередь своё! Так что делайте это с умом
А если самим делать это сложно – пишите нам. Мы с удовольствием поможем!